ВЕЧЕРОМ 22 ЯНВАРЯ В ЦЕНТРЕ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА «КОЛЫБЕЛЬ», ЧТО РАСПОЛОЖЕН В НАШЕМ ГОРОДЕ НА ПЛОЩАДИ ФРУНЗЕ, СОБРАЛАСЬ ГРУППА ШУЯН.
Для чего, зачем? И что за конспирация?
На собрание инициативной группы под условным названием «Возведение памятника женщине-матери в городе Шуе» прибыло 12 человек. Заинтересованных, активных, радеющих, окрылённых идеей установки памятника, мемориального скульптурного комплекса или иного арт- и культурного объекта, воспевающего женщину-мать, многодетную семью и т.п.
Председатель собрания – руководитель Центра защиты материнства «Колыбель», многодетная мама, воспитавшая 9 детей, бабушка 13 внуков Марина Романенко.
15 лет она работает в этом направлении. Открытие собрания она начинает с приветствия и изложения своего видения концепции увековечивания многодетной матери в нашем старинном провинциальном городе. Участники встречи согласны, что сейчас это, как никогда, уместно, ведь 2024 год объявлен в России Годом семьи и семейных ценностей.
Миф или реальность? Сомнения отпали?
Сопредседатель собрания, один из самых активных членов инициативной группы Александр Носов рассказывает присутствующим о проделанной большой работе по поиску архивных документов, материалов, связанных с задачей проекта.
Начал Александр Владимирович с предыстории. Он одним из первых откликнулся на призыв руководителя благотворительной организации «Колыбель-Шуя»
М. А. Романенко установить в Шуе памятник самой многодетной матери в мире – крестьянке Валентине Васильевой, жившей 300 лет назад в Шуйском уезде Владимирской губернии и родившей 69 детей.
Призыв об увековечивании памяти этой женщины был опубликован в июне 2021 года в одной из шуйских газет. Идея установки памятника зрела давно. Валентина Васильева родила 69 детей в период между 1725 и 1765 годами. Из них 16 пар близнецов, 7 троен, 4 четверни, в общей сложности 27 родов. Этот феномен зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса, а также в Книге рекордов России (сертификат № 01069). Копия сертификата у инициативной группы имеется.
Призыв шуяне поддержали, и к инициативной группе присоединились новые члены, жители Шуи и округи, ведь идея подобного памятника, так сказать, витала в воздухе.
Предыстория
Много материалов на эту тему было опубликовано в еженедельнике «Местный спрос», а также в интернете, в социальных сетях. Сведения собирались буквально по крупицам. Члены группы были в музеях сёл Васильевское, Дунилово, Парское. Посетили Дуниловский женский монастырь, Введенский женский монастырь и мужской Николо-Шартомский монастырь. Однако найти в монастырях ничего не удалось, т. к. в момент закрытия этих монастырей в 20 веке все документы были изъяты и переданы на хранение в Госархив недавно образованной Ивановской губернии.
Эти архивные документы и другие материалы на эту тему, касающиеся самого многодетного отца России Фёдора Васильева, были изучены научным сотрудником государственного архива Ивановской области Егором Бутриным и опубликованы в научном издании «Чтения по региональной казуальной истории» (Выпуск ХII –Шуя, 2020 год). В этом издании даётся научное обоснованное толкование всех известных в настоящее время сведений о Фёдоре Васильеве. Миф это или реальность?
Прежде всего, автор обращается к тексту известного русского историка И.Н. Болтина, опубликовавшего в 1788 году двухтомный труд «Примечания на историю древней и нынешней России господина Лекрерка». Кстати, многие из российской элиты, в том числе и императрица Екатерина II, критиковали данный труд Николы Габриэля Леклерка, предполагаемый к выпуску в 6 томах.
Иван Никитич Болтин приводит данные ревизий, свидетельствующие о неуклонном росте населения тогдашней России, завершая экскурс «примером частного плодородия».
Вот тут-то и всплывает самое интересное. «В присланной к переписи ведомости в Московскую губернскую канцелярию из канцелярии Шуйского уездного суда 1782 года, февраля 27 дня, показано, что того же уезда экономического ведомства бывшего владения Николаевского монастыря, что на речке Каширке, у крестьянина Фёдора Васильева, которому от роду
75 лет, было две жены, с коими он прижил детей: с первою 27 брюх, в коих были
4 четверни, 7 троен, 16 двойни, с другою женою 8 брюх, в коих были 2 тройни,
6 двойни, итого 18, всего же имел он с обеими жёнами 87 чел., из коих померло 4, а ныне налицо в живых 83 чел.».
Именно эта информация стала достоянием британского журнала «The Gentmans Magazine» благодаря частному письму английского торговца из российской столицы его родственникам в Британию, датированного 13 августа 1782 года, где сообщалось, что 75-летний некий Васильев находится в добром здравии в «правительстве Москвы» и в скором времени должен быть представлен императрице Екатерине Великой в Санкт-Петербурге.
Институту «Книга рекордов Гиннесса» информации из частного письма английского подданного было достаточно, чтобы зафиксировать этот рекорд.
Е.С. Бутрин основательно поработал с архивными документами государственного архива Ивановской, Владимирской областей, а также с Российским государственным архивом древних актов и другими источниками, пришёл к выводу, что «реальность феноменального отца из вотчины Николо-Шартомского монастыря Шуйского уезда… под большим вопросом». Свою статью он заканчивает фразой «Поиски продолжаются».
А вот у собравшихся в «Колыбели» членов инициативной группы никаких сомнений в подлинности исторического факта многодетности семьи Фёдора Васильева нет. Краеведы из села Введеньё, неравнодушные к истории родного края, Николай Сухов и Валерий Кунышин, ознакомили присутствующих с материалами из личных архивов, тех, что не были сданы в государственный архив или переданы для работы учёным. Это и личные документы (паспорт) жителей села Введеньё и округи, и «Обыск брачный», т. е. толстая амбарная книга, типа «Ревизских сказок», куда записывались все сведения, например, о рождении, смерти, венчании, короче, все данные, чуть ли не предсмертные исповеди.
Также докладчик Александр Носов поведал о работе Егора Бутрина с архивами Владислава Николаевича Казанского, автора самиздатовской книги «Знай свою родословную», где представлено «Родословное древо Васильевых».
Концепция памятника
Своё мнение высказали о том, каким должен быть памятник, и вообще должен ли это быть именно памятник, наши земляки: Михаил Бальмонт, Анна Цвешко, Николай Сухов, Владимир Жданов, Надежда Шелехова, а также ваш покорный слуга.
Решено было отказаться от персоналий, и памятник не должен быть Фёдору Васильеву, как многодетному отцу, чьё имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Также и именно семье Васильевых. Это не должен быть памятник многодетной матери, коих у нас в стране количество предостаточное. Анна Васильевна Цвешко, которая на сегодняшний момент является бабушкой 14 внуков, склоняется к тому, чтобы это была скульптурная композиция, объединяющая отца, мать, детей, а также старшее поколение семей, т.е. бабушек-дедушек…Также обязательно должна быть, как часть мемориала, «лавочка примирения». Определились и с местом, где мемориал разместить. Дабы сохранить интригу и не бежать впереди паровоза, не буду его называть. Ведь надо ещё получить разрешение у администрации города. Вторым шагом последует объявление конкурса эскизов монумента. Далее уже будет поиск скульптора. Всю бумажную документальную часть возьмёт на себя Марина Александровна Романенко, в том числе и получение благословения на сие богоугодное дело у руководства Шуйской епархией.
Также будет подготовлено письмо руководителю предвыборного штаба кандидата в Президенты РФ Владимира Путина Владимиру Машкову. Возможно, это поможет реализации проекта. Хорошо, если удастся данный проект осуществить хотя бы частично в рамках вхождения в программу «Комфортная городская среда как «Местная инициатива». Впрочем, загадывать не будем.
Наша газета берёт на себя обязательства по информационному обеспечению данной инициативы.
Как будут продвигаться дела по этому вопросу, как помочь продвижению проекта, оказать посильную помощь и т. д., читайте на страницах газеты «Местный спрос».
Кстати, предварительное одобрение данной инициативы от главы города Натальи Корягиной и губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского якобы получено. Дай-то Бог!
Если всё получится
Если с памятником всё срастётся, то Шуя будет не только родиной «Русского Рождества», но и родиной нравственности и чистоты, прославления истинных семейных ценностей. А на постаменте этого памятника должны быть высечены слова «Мужчина и женщина! Отец и мать! Любовь и дети! И никак иначе». Или даже такие слова «Женщине – матери! Многодетным матерям – слава! Да святится в России слово МАТЬ! Отныне и на века!».
Впрочем, шуяне смогут принять участие в обсуждении данной концепции, внести свои пожелания и предложения. Нужен ли городу такой памятник? Каким он должен быть и в каком месте его установить? Ждём ваших предложений на сайте «МС» и по телефону редакции 3-22-65.
На собрании присутствовал
член Шуйского краеведческого
общества
Владимир БАБАЙКИН,
фото автора.
Наша справка
В.Н. Казанский – сын последнего священнослужителя Введенской церкви. Он родился 3 октября 1930 года, окончил сельскую школу-семилетку. Затем среднюю школу №1 в Шуе. С 1948 по 1953 год учился в Ивановском энергетическом институте, получил диплом с отличием и был направлен работать на Новогорьковскую ТЭЦ Горьковского автозавода. Работал мастером, инженером ДИСа, зам. начальника турбинного цеха. Очно поступил в аспирантуру Московского энергоинститута. Защитил кандидатскую диссертацию в 1965 году и был направлен в Уральский филиал Всесоюзного теплотехнического НИИ в Челябинск, где занимал посты старшего научного сотрудника и заведующего лабораторией. Получил более 70 авторских свидетельств и патентов. Опубликовал десятки научных статей, выпустил десятки брошюр и книг, награждён правительственными наградами, в том числе орденом Трудового Красного Знамени, стал лауреатом Государственной премии Совета Министров СССР.
У этого человека нет никаких сомнений в истинности приведённых фактов по составлению генеалогического древа семьи Васильевых.
Источник: http://mspros.ru/main?article=1868854